16 октября 2024 г. |
|
Методические разработки13.03.2024
Детские книги, помогающие сделать мир лучше 0+
В библиотеках, обслуживающих детей и подростков, реализован общероссийский профессиональный проект «Развиваемся устойчиво: цели устойчивого развития ООН сквозь призму детской литературы». Проект нацелен на продвижение в профессиональной библиотечной и читательской среде информации документа ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и целей устойчивого развития ООН.
Цели устойчивого развития (ЦУР) – это стратегия всего человечества для того, чтобы будущему поколению передать планету в хорошем состоянии и сформировать условия для развития общества, экономики и экологии.
Всемирная программа по реализации глобальных Целей устойчивого развития принята в 2015 году 193 странами мира на Генеральной Ассамблее ООН. Достижение глобальных целей планируется к 2030 году, в их число входит полное искоренение нищеты на планете, ликвидация голода, принятие срочных мер по борьбе с изменениями климата и другие.
Основываясь на документах стратегического планирования и Послании Президента РФ Федеральному собранию 21 февраля 2022 г., дана трактовка построения новых Целей устойчивого развития России (ЦУРР). Отдельные ЦУР, принятые ООН и не имеющие первоочередного значения для развития России, удалены из системы, некоторые объединены в одну ЦУРР. При этом предложены новые, принципиально важные ЦУРР (развитие культуры, поддержка семьи и детства, патриотизм и любовь к Родине, развитие финансовой системы, внутренняя устойчивость, национальная безопасность).
Библиографический обзор «Детские книги, помогающие сделать мир лучше» подготовлен в помощь библиотекарям и педагогам для проведения бесед, обзоров, книжных выставок и других мероприятий с детьми разных возрастов: от дошкольников до подростков.
Книги, помеченные звёздочкой (*) есть в фондах библиотек ЦБС г. Братска, остальные вы можете прочесть на цифровых сервисах электронных и аудиокниг (например, в любой библиотеке города есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме).
На первый взгляд может показаться, что к деятельности библиотек, обслуживающих детей, мероприятия планетарного масштаба прямого отношения не имеют. Однако, цели устойчивого развития ООН – ориентир для действий всего человечества и жизненно необходимо, чтобы это осознали дети. Наши маленькие и юные читатели должны быть не только информированы о целях устойчивого развития, но и вместе со всеми искать возможности их достижения и в своём воображении, и в практических действиях
Не нужно сидеть и ждать, когда же появятся книги полностью посвящённые целям устойчивого развития. Здесь главное – найти книгу, которая сможет стать отправной точкой для разговора с юными читателями. Большое значение имеет какая это книга: научно-познавательная или художественная. Первая заинтересует проблемой, предложит фактографическую информацию. Художественная литература даст эмоциональный посыл, пройдёт через сердце и душу читателя, не оставит его равнодушным.
В памяти каждого библиотекаря начинают «всплывать» книги хорошо знакомые, не потерявшие своей значимости и актуальности на сегодняшний момент и очень подходящие к нашему случаю. Рассмотрим несколько примеров.
Книга, с помощью которой можно поговорить с детьми сразу о нескольких целях устойчивого развития:
Файви Э. Мусорная революция: свалка о двух концах / Эрика Файви, Билл Славин ; перевод С. Самолётовой. – Москва : Пешком в историю, 2017. – 64 с. : ил. – (Мир вокруг нас).
Книга адресована детям среднего возраста, но не оставит равнодушными и читателей постарше. Ведь речь идёт об одной из острейших проблем современности – переработке мусора. А ещё о том, как устроен мир вещей вокруг нас; что можно сделать, чтобы мир стал чище; возможно ли будущее без отходов.
Первая глава книги посвящена воде: круговорот воды в природе, как вода попала на Землю, вода пресная и солёная, устройство водоочистной станции, рациональное использование водных ресурсов и ещё много интересного, что даст возможность перейти к важному разговору о цели устойчивого развития «Чистая вода и санитария». На странице 38 размещена информация о мусоре, который сбрасывается в океан и о создании системы очистки океана – отличный повод поговорить о цели устойчивого развития «Сохранение морских экосистем».
Вторая глава книги рассказывает о пище: откуда берётся еда и что значит «относиться ответственно к еде». Эта глава имеет прямое отношение к цели устойчивого развития «Ликвидация голода».
Одна из глав книги посвящена одежде: из чего сделана наша одежда; какой путь проделывает одежда, прежде чем попадает в магазин; что происходит с ненужной одеждой; какие способы производства одежды придуманы и много другой полезной информации. Эта глава может стать началом разговора, например, о цели устойчивого развития «Ликвидация нищеты».
Прочитав книгу, сделав конкретные шаги, используя полученные знания, можно способствовать достижению цели устойчивого развития «Ответственное потребление и производство». Следующая книга тоже универсальна:
Аскари Д. Еда? Какие чувства она вызывает / Джанкарло Аскари, Пиа Валентинис ; перевод с итальянского М. Визель. – Москва : Пешком в историю, 2017. – 64 с. – (Необычные книги).*
Еда – это не просто поглощение продуктов и выработка калорий. Это культура и эстетика, экономика и география, история и политика, этикет и биология. Такой многогранный подход к еде заставляет посмотреть на привычное, ежедневное – шире.
Среди целей устойчивого развития на одном из первых мест стоит «Ликвидация голода». Кроме того, книга о еде включает разговор об «Ответственном потреблении и производстве» и «Уменьшении неравенства».
Откроем страницу 33 – «Обеды и объедки». Здесь собрана информация, заставляющая задуматься, а порой и содрогнуться:
- В мире 1,5 миллиарда голодающих;
- Каждый из нас может внести свой вклад в сокращение количества органических отходов, которые на 40% образуются в наших домах. Это просроченная, испортившаяся и просто недоеденная еда;
- Ежегодно выбрасывается 1,3 миллиарда тонн еды; это в четыре раза больше того, что необходимо для 800 миллионов человек, страдающих от голода;
- Упаковка продуктов питания составляет значительную часть отходов, производимых ежедневно.
Следующая книга поможет в разговоре о цели устойчивого развития «Ликвидация голода». Несмотря на все ужасы, есть там место большой вере в людей, мужество и даже героизму: Неверов А. С. Ташкент – город хлебный : повесть / А. С. Неверов. – Москва : Детская литература, 1983. – 111 с. : ил. – (Золотая библиотека).*
В автобиографичном произведении Александр Неверов описал ужасающую ситуацию с голодом 1920-1923 годов. В произведении показано как может низко пасть голодный человек и как наслаждается своим преимуществом сытый.
С самых первых страниц повесть поражает читателя страшной обыденностью картин того времени, нарисованных самыми трагическими красками. Книга повествует бесхитростную историю ничем не приметного 12-летнего мальчишки Мишки Додонова, деревенского паренька из села Лопатина Самарской губернии. В семье кроме него двое младших братьев и мать. И «самым надежным» человеком в семье оказался Мишка: ему пришлось отправиться за хлебом в далёкие места.
Народ тогда потянулся в Ташкент, где, по слухам, можно было заработать хлеба. Мрачной осенью 1921 года Мишка, решает сделать все от него зависящее, чтобы спасти свою семью от неминуемой голодной смерти. Сам писатель потом признавался, что конкретного прообраза у главного героя не было. Автор, по его словам, собрал в этом персонаже черты и поступки многих малолетних путешественников, с которыми ему довелось беседовать во время своего продовольственного «вояжа».
В повести показаны несгибаемость и оптимизм героя в стремлении к счастью, к светлой жизни. Побеждают детство, мальчишеская вера в «чудных людей», которые, оказывается, есть на самом деле. Победила доброта человеческая, стремление поделиться всем, что есть.
Говорят, раньше были другие времена, другие дети.. очень хочется, чтобы прошлое осталось в прошлом, а у детей было нормальное детство и никому, никогда не пришлось бы грызть рыбную кость, найденную в дорожной пыли, чтобы попытаться обмануть медленно умирающий организм…
Конечно, определённые трудности возникают в работе с самыми маленькими читателями. И здесь на помощь придут сказки. Например, книга:
Содомка М. Как построить железную дорогу: техническая сказка из века пара / Мартин Содомка ; перевод с чешского П. Лосевой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 72 с. : ил. – (Технические сказки). Многоаспектное содержание книги позволит поговорить с самыми маленькими читателями – дошкольниками о таких целях устойчивого развития как «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост», «Индустриализация, инновации и инфраструктура».
Действия книги происходят в XIX веке, золотом веке паровых машин, изобретения паровозов и прокладывании первых железных дорог. Главный герой книги, мышонок Макс, благодаря своему упорству и трудолюбию стал непосредственным участником этих событий. Он устроился подсобным рабочим на машиностроительный завод. Макс мечтал стать инженером. Для этого он много и упорно учился, и защитил диплом инженера-механика. Маленький читатель вместе с Максом сможет поучаствовать во всех процессах, связанных со строительством железной дороги и проектированием первых паровозов, «поработает» в самых разных цехах завода по производству металлоконструкций, познакомится с принципами работы различных механизмов паровоза. А заодно узнает, как это важно – найти любимое дело, упорно учиться и работать. К тексту дано множество комментариев, определений, рисунков и схем. Под одной обложкой оказались как бы две разные истории: одна сказочная (она будет интересна детям младшего возраста), а другая – техническая (для ребят постарше). Ещё одна сказочная книга:
Даррел Д. Летающий дом: сказочная повесть / Джеральд Даррел ; перевод с английского Д. Крупской. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 160 с. : ил.
Автор сказочной повести – известный писатель и натуралист. Впервые книга увидела свет в 1987 г. и, наконец-то переведена на русский язык. Вместе с героями книги читатель отправится в путешествие. Будут здесь и замечательные животные, помогающие путешественникам, и волшебный порошок, который позволяет понимать язык зверей и птиц. Животные рассказывают много интересного о себе, своих способностях и образе жизни. Так что эта книга ещё и научно-познавательная.
Но самое важное для нас – это необычный дирижабль, на котором перемещаются наши путешественники. Вместо корзины у дирижабля самый настоящий дом из бамбука и в нём всё устроено так, чтобы обеспечить обитателей всем необходимым. В том числе и электричество, которое вырабатывают электрические угри (цель устойчивого развития «Недорогостоящая и чистая энергия»); оранжерея с овощами и фруктами; ткань для одежды плетут пауки. Вот так – экологично и устойчиво! Чем не повод поговорить с детьми о цели устойчивого развития «устойчивые города и другие населённые пункты». О такой серьёзной цели устойчивого развития как «Индустриализация, инновации и инфраструктура» завести разговор поможет хорошо всем знакомая с детства книга :
Носов Н. Н. Незнайка в солнечном городе / Николай Носов. – Москва : Махаон, 2022. – 290 с. – (Все приключения Незнайки).*
Книга повествует о путешествии Незнайки и его друзей в солнечный город. Путешествие стало наградой Незнайке от волшебника за совершённые им бескорыстные и добрые поступки. Солнечный город, в который попадают Незнайка и его друзья – это промышленный, культурно-развитый, очень благоустроенный город. В этом сказочном городе создана прочная инфраструктура, внедрялись новые технологии и изобретения: лифт продовольственной доставки (кухонный лифт), плоские настенные телевизоры, телевизоры в автобусе, автоматический пылесос – «машина для подметания пола» и т.д. Полное отсутствие денег, всеобщее равенство, любовь каждого к своей работе и свободный выбор труда. Многие из инноваций, описанные Николаем Носовым много лет назад, успешно внедрены и действуют в наше время. По книге снят мультфильм «Незнайка в солнечном городе». Цель устойчивого развития «Ответственное потребление и производство» станет понятнее подросткам 10-12 лет, если к разговору о ней с помощью книги:
Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком / Йорн Риэль ; перевод с датского Л. Горлиной. – Москва : Самокат, 2012. – 200 с. : ил.
Книга начинается с убийства отца главного героя, мальчика Лейва. Лейв решает отомстить и гонится за гнусным убийцей через океан – из Исландии в Гренландию. Очутившись на незнакомом острове, он попадает в племя эскимосов. Подружившись с детьми из племени Апулуком и Наруа, освоив язык и обычаи эскимосов, мальчик стал инуитом, что в переводе с эскимосского означает «человек». Сможет ли маленький викинг, взрослея, отказаться от мести, богатства и власти, которые так много значат для его родного народа, чтобы стать настоящим человеком?
В Исландии люди боролись, чтобы завладеть чужой собственностью, а в Гренландии люди не видели разницы между «отдать» и «взять». Может быть потому, что ни у кого не было ничего лишнего. Здесь люди знали только насущные потребности: пить, есть, работать, охотиться и спать. Всё было просто, что и обеспечивало рациональность потребления и производства. Разговор о цели устойчивого развития «Сохранение экосистем суши» может стать для дошкольников и младших школьников одним из самых эмоциональных и приятных. Одна из новых книг, которая придёт на помощь:
Дикманн С. Чудо / Сандра Дикманн ; перевод с английского М. Скаф. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 25 с. : ил.*
Тёмные воды океана принесли к берегу чудного зверя с белой шкурой. Такого зверя обитатели дикого леса прежде не встречали. Они прозвали его «Чудо» и очень хотели, чтобы он исчез из их леса. Чуду (вы уже догадались, что это – белый медведь) тоже было совсем неуютно в незнакомом месте. Наконец лесные жители придумали, как вернуть Чудо на его родину. Заканчивается книга словами о том, что ни один белый медведь не должен потеряться. Эта замечательная сказка, адресованная самым маленьким читателям, может стать началом серьёзного разговора. Популяция белых медведей катастрофически сокращается. Эти прекрасные животные внесены в Красную книгу. Сохранить их – это значит сохранить экосистему Арктики, а, следовательно, и экосистему Земли.
«Мир, правосудие и эффективные институты» - поговорить хотя бы об одном из аспектов этой цели устойчивого развития без подходящей книги будет весьма затруднительно. И такая книга есть: Олейников А. Скажи мне «Здравствуй!» / Алексей Олейников. – Москва : Самокат, 2016. – 60 с.
Эта книга – о нашей многонациональной стране и мигрантах. Она объясняет, кто такие мигранты, почему они уехали из своих родных мест. Рассказывает об их национальных традициях, кухне, культуре, истории и языке. Главный герой книги мальчик Вася знакомится с мигрантами, которые живут и работают рядом с ним, и они становятся ему ближе. Общаясь с ними, Вася начинает понимать, что люди, приехавшие к нам, бывают хорошими, добросовестными, открытыми – независимо от того, где они родились, и какая у них национальность. Если наши дети будут больше знать о людях, живущих и приезжающих работать в Россию, это будет способствовать построению миролюбивого и открытого общества в нашей стране.
В этот небольшой обзор не включались книги, которые напрямую соотносятся с той или иной целью устойчивого развития. Например, о цели устойчивого развития «Чистая вода и санитария», конечно же, помогут поговорить всем хорошо известные и любимые с самого детства «Мойдодыр» и «Федорино горе» К.И. Чуковского*. Или «Лесная газета» В.В. Бианки* одно из самых известных произведений писателя, в котором рассказывается о жизни зверей, птиц и насекомых. Книга призывает к милосердию, учит любить весь живой мир, который нас окружает, рассказывает о том, что может и должен сделать каждый человек, чтобы сохранить нашу прекрасную Землю. Конечно, её можно использовать в продвижении цели устойчивого развития «Сохранение экосистем суши».
В нашем обзоре рассматривались многоаспектные произведения, с текстом которых надо было поработать: «угадать» нужную книгу, внимательно прочесть, подумать, как от её содержания перекинуть «мостик» к разговору на важную и непростую тему. Жанна Райс, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
|