Библиотека семейного чтения № 5 завершила реализацию проекта «Краеведческая азбука», который был поддержан некоммерческой организацией «Благотворительный фонд культурных инициатив» (Фонд Михаила Прохорова) в рамках конкурса «Новая роль библиотек в образовании».
Состоялось 3 заключительных мероприятия. Букве Э было посвящено экологическое занятие «Эндемики Байкала в охране нуждаются, и омуль, и нерпа, и голомянка здесь ещё встречаются». Дети узнали, что такое эндемики (растения и животные, обитающие в пределах ограниченного пространства, изолированного географически или экологически от других местообитаний, это могут быть глубокие озёра, горы, острова). Более подробно ведущая рассказала ребятам об эндемиках озера Байкал: голомянке, нерпе, омуле и др. После этого библиотекарь поговорила с дошкольниками о том, что может угрожать природе озера. Дети сами говорили о том, что берег озера загрязняет оставляемый туристами мусор, угрожают природе озера и лесные пожары, а также, предприятия, которые загрязняют чистую воду Байкала своими промышленными стоками. Несмотря на то, что тема занятия была достаточно сложная, ребята внимательно слушали ведущую, много узнали об озере Байкал, его растениях, животных и, конечно, о том, что такое эндемики.
Следующее этнографическое занятие называлось Ю – «Юрта хороша всем и удобна, летом в ней не жарко и тепло зимой» и было посвящено бурятскому народу, который проживает на территории Иркутской области. Дошкольники познакомились с историей бурят, узнали их обычаи, обряды и традиции. Более подробно ведущая остановилась на национальном жилище этого народа – юрте. Ребята смогли посмотреть на слайдовой презентации строение юрты, как она устроена изнутри, какие предметы быта содержала и т. д. После рассказа о бурятах, с детьми была проведена беседа о том, что им запомнилось больше всего (юрта, монгольский лук, национальные праздники бурят), что понравилось, что удивило. Конечно, ребята запомнили не очень много, но они получили представление, что существует множество других народов, кроме русского, с ними нужно дружить и уважать их традиции.
И заключительное занятие проекта прошло под названием Я – «Я пока ещё расту, нужным городу стать хочу». Это была творческая мастерская, на которой дети могли пофантазировать и нарисовать, каким они видят наш город в будущем: чистым, современным, красивым, с роботезированной техникой, зелёным, большим и т. д. Дошкольники нарисовали свой «Город будущего»: у кого – то были изображены круглые стеклянные дома, летающие автомобили, много зелёных зон с экзотическими деревьями и т. д. Конечно, дети ещё слишком малы для серьёзных мыслей. Но, то, о чём они мечтают, заставляет задуматься нас, взрослых, каким будет наш город в будущем.
Итак, проект «Краеведческая азбука» успешно реализован. Состоялось 25 мероприятий, на которых присутствовало 520 человек (464 ребёнка и 56 взрослых). При библиотеке создана «Школа маленького краеведа», на занятиях которой дошкольники знакомились с природой, историей и культурой родного края.
По итогам проекта создана «познавательная книжка для девчонок и мальчишек» «Краеведческая азбука», в которой каждой букве алфавита соответствует стихотворение (в основном мы постарались взять стихотворения наших сибирских авторов) и картинка, понятная ребёнку дошкольного возраста.
Также результатом реализации данного проекта является повышение уровня восприятия дошкольниками краеведческой информации. Если на первых занятиях уровень восприятия был достаточно низкий, дети называли лишь некоторых животных и растения Иркутской области, не знали писателей и поэтов и других выдающихся личностей своего родного края, то к середине реализации проекта уровень восприятия краеведческой информации повысился до среднего. Здесь уже ребята знают, что такое «Красная книга», какие растения и животные занесены в неё, называют названия прилегающих к детскому саду улиц, называют наиболее известные достопримечательности г. Братска. И к концу проекта у подавляющего большинства детей уровень восприятия поднялся до высокого. Дошкольники знают наиболее важные исторические события родного города, знают символику, называют имена писателей и поэтов г. Братска, их произведения. Также ребята знают обычаи и традиции русского и других народов Иркутской области.
В целом, все задачи проекта выполнены: организован систематический учебный процесс для дошкольников с помощью проведения увлекательных познавательных занятий краеведческой тематики, проведены творческие мастерские для формирования художественного вкуса и любви к прекрасному, а также для развития творческих способностей детей. Ребята познакомились с народами, населяющими Иркутскую область, с их обычаями и традициями. Проведённые занятия воспитывают у ребят толерантное отношение к представителям других народов и уважение к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Краеведение имеет большое значение в развитии интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, в расширении кругозора. И от того, какие зёрнышки духовности мы заложим сейчас в детях, такое общество мы и получим в будущем. Надеемся, что наш проект способствовал зарождению у ребят интереса к прошлому, настоящему и будущему своего родного края и своей малой Родины – города Братска.