![]() |
![]() |
|
Новости ЦБС13-04-2024
Библиосфера. Андрей Рудалёв «Время распада» 16+![]() В книге «Время распада» Андрей Рудалёв, российский литератор, критик, публицист и журналист, подробно описывает тяжелые времена для народа, смятение и непонимание того, что происходит. Рудалёв рассказывает о многих аспектах жизни, которые были затронуты этими событиями — политика, экономика, социальные проблемы и личные драмы.
«Время распада» — не только исторический роман, но и попытка понять причины и последствия происходивших событий. Андрей Рудалёв умело анализирует происходящее, выделяет главные тенденции и неуклонно ведет читателя к осознанию того, что же на самом деле происходило в то время, и как это повлияло на современную Россию.
Не раз приходилось слышать вот какое мнение: современная русская литература избегает прямого разговора о распаде СССР, его причинах и последствиях, предпочитая уходить в эскапизм или эзоповщину и уводя туда же читателя. После прочтения книги Андрея Рудалёва «Время распада», осознаёшь: написано, обдумано и проиллюстрировано многое. Но тексты – свидетельства распада страны разрозненны и внешне мало связаны друг с другом; видимо, время собирать камни пришло. А книга Рудалёва в этом смысле является даже не летописью распада, но попыткой тематической энциклопедии или каталогизации свидетельств.
Стилистически «Время распада» – полифоническая хроника, где автор дирижирует голосами других людей. Обыкновенно публицистическую полифонию используют для того, чтобы у читателя не оставалось сомнений в достоверности написанного и объективности пишущего. Так, к примеру, работает Светлана Алексиевич. Но у Рудалёва подход другой. В хоре свидетелей неравнодушных постоянно слышен и голос самого автора – горячий, сердитый. Автор сам становится героем собственной книги – но лишь одним из.
Язык автора «весомый, грубый и зримый». Что называется, решительный. Ко всему прочему, в книге много прямой речи – от отточенного слога различных писателей до бодрого косноязычия политиков, самоуверенно возомнивших себя литераторами. Оттого разноголосие «Времени распада» отчасти напоминает какой-то Ноев ковчег.
Наконец, про структуру книги. Приглашающее к дискуссии вступление. Две основные части, которые друг от друга разделяют и хронология, и подход. В первой из них («Голоса распада») слово берут политики, общественные деятели и литературные классики. Во второй («Эхо распада») – современные писатели и их герои, а также сам автор. В конце заключение – с горячим призывом к диалогу и осмыслению произошедшего. И постскриптум – краткая хроника событий 1991 года, его «биография».
Перестройка под пером Рудалёва читается как утрата страной и здорового реализма, и чувства реальности вообще. Из телевизора выглядывали Кашпировский и Чумак. Союз окутал морок самого постыдного мракобесия и мещанского реваншизма. Попсовики-затейники пели про еду, про пресловутые «кусочеки колбаски». При этом многие умные люди предчувствовали что-то недоброе. Шукшин, Бондарев, Распутин, Абрамов, философ Александр Зиновьев... Но, кажется, ничего поделать уже было нельзя. Как писал тот же Зиновьев, началась «оргия любования своими язвами».
Лозунги, императивы, эмоции, страсти... Политика давала установки обществу, заряжала людям их «житейскую воду». Кое-кто живёт теми представлениями и сейчас. Но прозорливым людям покаянно-разоблачительная риторика борцов за светлое демократическое будущее опостылела уже тогда, в 1993-м.
С тех пор прошло тридцать с лишним лет, а воз этой санта-барбары и ныне там. Фильмы про инфернальное НКВД, книги жанра «памяти памяти» о невинно репрессированной прабабушке (по роковому совпадению – партначальнице среднего звена), Сталин-Сталин-Сталин в устах, строках и кадрах... Для заряженных граждан других тем и проблем, видимо, не будет никогда.
Андрей Рудалёв убедительно показывает Очень простую, в сущности, мысль: если в революции и Гражданской войне самое активное участие принимали народные массы, то всё, что случилось в раннем Советском Союзе (даже самое страшное), – было людьми в полной мере искуплено. Но перестройка и распад СССР – и нищета девяностых, разруха, межнациональные конфликты и далее по списку – были инспирированы элитами. И странно «перековавшимся партийцам» предъявлять обыкновенным людям претензии за «совковость» и «рабский менталитет.
При этом и Горбачёв, и Ельцин предстают в книге далеко не злодеями. Обычные люди, не справившиеся с вызовами. Герои не того времени и не того места. Что поделать, если страна заряжена и заражена злой энергией? А за политиками спешат два духовных всадника распада – Солженицын и Сахаров. Первый у Рудалёва – почти ветхозаветный пророк. Человек страстный, пассионарий и художник-воин, разящий и чужих, и, увы, своих. Второй – гонимый обличитель, заложник раз и навсегда избранного пути праведника. Тоже ведь не злодеи – да и люди талантливые. А Советский Союз погиб. Последствия этого мы расхлёбываем до сих пор, но поначалу даже не рефлексировали. И даже танцевали на трупе страны.
Андрей Рудалёв, рассуждая о трагедии страны, всё-таки остаётся литературным критиком. Он пишет: «Литература в девяностые не смогла осмыслить реалии, так как существовал договор на лицемерие. Он требовал не осрамить завоевания демократии. То, что выбивалось из этих договорных отношений, называлось чернухой. Этот договор явил постмодерн... Преодоление этого началось только в нулевые, когда пришли молодые, не состоявшие в этом договоре литераторы». И приводит в пример «новых реалистов»:
Захара Прилепина, Романа Сенчина, Сергея Шаргунова, Германа Садулаева. Впрочем, не только их. За последние двадцать лет появилось много текстов о восьмидесятых и девяностых, и все они так или иначе, прямо или опосредованно – о распаде СССР. «Пищеблок» Алексея Иванова, «Бюро проверки» Александра Архангельского, «Душа моя, Павел» Алексея Варламова, «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича, «Патриот» Андрея Рубанова, «1993» уже упомянутого Сергея Шаргунова... Авторы разные, их идеи и убеждения – тоже. Но, отобранные и выстроенные Андреем Рудалёвым в определённом порядке, книги этих писателей рассказывают о распаде Союза убедительнее, чем сонмы политиков и социологов. И эту важную роль «Времени распада» – каталогизацию художественных свидетельств катастрофы – трудно переоценить.
Рудалёв А. Время распада. 1991 год / Андрей Рудалёв. – Москва : Наша молодёжь, 2022. – 480 с.
Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме. |