![]() |
|
Новости ЦБС06-03-2024
Минутка грамотности. Оценка предложений коротких и длинных 12+![]() Вспомним шутливые строчки С.Я. Маршака, который перевёл английское стихотворение: «Вот пёс без хвоста, / Который за шиворот треплет кота, / Который пугает и ловит синицу, / Которая ловко ворует пшеницу…» В этом отрывке нарушены правила риторики, но это сделано специально, чтобы осмеять подобные синтаксические конструкции.
При стилистической правке текста нередко возникает вопрос: что предпочесть – простые конструкции или сложные, со множеством придаточных? Ответ не может быть однозначным. Если бы во всех случаях лучшим способом выражения мысли были короткие простые предложения, язык бы уже давно освободился от больших громоздких фраз, их избегали бы и художники слова.
Выбор той или иной синтаксической конструкции зависит прежде всего от формы речи (устной или письменной), от конкретных стилистических задач, стоящих перед говорящим или пишущим, наконец, от его индивидуального слога.
Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, особенно в её устной форме, мы используем в основном простые предложения.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ
Отдельно взятое предложение обычно обладает только относительной смысловой законченностью, значительно полнее передаёт содержание высказывания группа предложений. Такая группа взаимосвязанных предложений образует особую синтаксическую единицу более высокого порядка – сложное синтаксическое целое. Смысловые отношения, объединяющие отдельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами: повторением слов из предшествующего предложения, употреблением личных и указательных местоимений (он, такой, этот), наречий (затем, потом, тогда, там, так и др.), союзов (зато, однако, так что и др.), вводных слов, указывающих на связь мыслей (итак, следовательно, во-первых, напротив, наконец и др.), а также порядком слов в предложениях, интонацией и т.д.
Примером сложного синтаксического целого может служить отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
…Фагот и кот разошлись в разные стороны по рампе. Фагот щёлкнул пальцами, залихватски крикнул: «Три, четыре!» - и поймал из воздуха колоду карт, небрежно стасовал её и неожиданно лентой пустил коту. Кот нехотя перехватил ленту и пустил её обратно. Атласная змея фыркнула, Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю её, карту за картой, заглотал.
После этого кот раскланялся, шаркнув правой задней лапой, и вызвал неимоверные аплодисменты.
В этом отрывке первое предложение образует зачин, последнее – концовку. Они скреплены в сложное синтаксическое целое остальными предложениями, которые связаны параллелизмом структуры и повторяющимися словами Фагот, кот. Такая связь внутри сложного синтаксического целого называется параллельной.
Однако правильное построение сложного синтаксического целого с соблюдением всех грамматических особенностей ещё не гарантирует логичности в развитии мысли. Оно должно идти в одном русле, недопустимы «сбои»: сопоставление несопоставимого, нелогичные сравнения.
Ещё большая смысловая зависимость простых предложений друг от друга в составе сложного синтаксического целого при цепной связи между отдельными высказываниями. В этом случае каждое новое предложение «подхватывает» содержание предыдущего, развивая авторскую мысль.
Соединение отдельных предложений в сложное синтаксическое целое должно правильно отражать ход мысли. Связь сложных синтаксических целых, их последовательность также должны быть логически обоснованы. Если этого нет, то и цепная связь отдельных предложений не соединит разрозненных мыслей.
При построении синтаксических конструкций иногда наблюдается несоответствие посылки и следствия. Например: я очень люблю Москву! Да и как мне её не любить, ведь и сама-то я тамбовская…начало такой фразы настраивает нас на одно, но окончание предложения прямо противоположно ожидаемому его завершению. |