10 июня 2023 г. |
|
Новости ЦБС18-03-2023
Библиосфера. Кураев Михаил «Ленфильм» был!.. Из записок беглого кинематографиста» 16+![]() В издательстве «Петрополис» вышла новая книга Михаила Кураева «Ленфильм» был!..», где под обложкой классических мемуаров спрятана целая коллекция психологических этюдов. Михаил Николаевич Кураев работал в сценарной коллегии «Ленфильма», по его сценариям снято пятнадцать художественных фильмов. Лауреат Государственной премии России, премии Правительства Санкт-Петербурга, премий журналов «Знамя», «Новый мир», «Звезда», «Нева», премии «Ясная Поляна». Живёт в Санкт-Петербурге.
Думал ли юноша с горящим взором, что, выбирая тему диплома, он выбирает судьбу? По распределению Кураев попал в информационно-сценарный отдел «Ленфильма» и застрял там на добрых три десятка лет. Строка «Редактор М. Кураев» есть в титрах таких картин, как «Республика ШКИД» и «Два билета на дневной сеанс», «Влюблён по собственному желанию» и «Собачье сердце». Однако ему хватило решимости в один прекрасный день отправиться в самостоятельное творческое плавание. Впрочем, насовсем кино его не отпустит, и дело тут не только в буквальном возвращении к сценарному поприщу на излёте минувшего века. Авторский почерк Кураева-прозаика несёт явные признаки кинематографичности – в любви к «крупным планам», стремительным диалогам, динамичным «склейкам» эпизодов.
Сборнику «Ленфильм» был!..» автор дал красноречивый подзаголовок – «Из записок беглого кинематографиста». Внешним каркасом для десяти новелл служит, естественно, кино. Но выстроены они не столько по ранжиру памяти «что-где-когда-как», сколько по законам психологического этюда – что подумал, когда сделал и каким образом проявились результаты сделанного. Так что внутренним стержнем этого кусочно-непрерывного повествования становится личность, способная на поступок. Но не перед лицом жизни и смерти – в «красной зоне» любой из нас оказывается не так уж и часто, – а в повседневности, которая, в сущности, и есть наша жизнь.
По большому счету, перед нами – личный путеводитель по «Ленфильму» и коллекция очерков-портретов тех творцов, которые составили его славу и с кем пересекались пути-дороги редактора Кураева. В книге есть немало колоритных персонажей, выписанных автором с неким пиететом и архивнимательным отношением к деталям. И постепенно из процесса чтения рождается ощущение этакой личной саги о том, как делается (точнее, делалось) кино.
Мемуаристам свойственно приукрашивать «дела давно минувших дней», участниками и свидетелями коих им довелось быть. Кураев в этом смысле «летописец» нетипичный – в рассказываемых им историях хватает персонажей, «маленьких» по чеховской, а не гоголевской шкале – мелких, мелочных, приземлённых. Зачастую именно они становятся «зеркалом для героя», позволяющим отличить подлинное от мнимого. Героями автор делает людей очень разных – известных всей стране, как Павел Кадочников («Герой своего времени») или Герберт Раппопорт («Круговорот, или Adventures of Rappoport»), и тех, кого, как говорится, знали только в лицо в родных ленфильмовских стенах («Хейли, Ксюша и Назым Хикмет Ран»). Но читателю вторые интересны ничуть не меньше первых.
Новелла, давшая название всей книге, посвящена не столько киностудии «Ленфильм», сколько стране, исчезнувшей с карты географической, но оставшейся на персональных картах памяти сотен тысяч людей. Струна лопнула, но звуку, рождённому ею, мироздание будет внимать до тех пор, пока оно существует.
Кураев М. «Ленфильм» был!.. Из записок беглого кинематографиста / Михаил Кураев. – Санкт-Петербург : Петрополис, 2020. – 436 с. Райс Ж.В.,
главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных
(по материалам периодических изданий и источников открытого доступа) |