20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка – это традиция, которая существует на протяжении многих лет в 129 странах-членах ООН. В 1954 г. все страны, входившие в состав ООН, получили от Генеральной Ассамблеи распоряжение, которое заключалось в следующем: к 1956 г. требовалось подготовить проект по внедрению праздника, посвященного Дню детей. Всемирный день ребенка приурочен к принятой в тот же день, но только в 1989 г., «Конвенции о правах ребенка». Она вступила в действие в 1990 г., а в России – в 1994 г. Главная задача была одна: защитить и обеспечить самую лучшую жизнь каждому ребенку, вне зависимости от места нахождения его на нашей огромной планете. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
С младшего школьного возраста нужно воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, также показать единство прав и обязанностей, подвести к понятию того, что люди имеют равные права. Библиотека семейного чтения № 13 им. И. Наймушина 20 ноября провела для 4 класса СОШ № 45 правовую игру: «Ваши права от А до Я». Древний мудрец говорил: «Детству следует выказывать величайшее уважение». Именно уважением проникнута Конвенция о правах ребенка. Ребята в доступной форме познакомились с основными статьями из Конвенции, с тем, какие же права имеет ребенок. Однако, говоря о правах, нельзя забывать и об обязанностях. Их у детей тоже немало: обязанности перед родителями, друзьями, учителями, школой и перед обществом в целом. А чтобы младшие школьники закрепили знания о своих правах и обязанностях с ними были проведены игры и викторины «Ваши права», «Выбери правильное утверждение», «Права литературных героев»; предложены ситуационные сценки: «Случай из школьной жизни», «Прав ли Сережа?». Разыгранные сценки получились артистичными и убедительными. Также внимание ребят обратили на литературу, которая была представлена на выставке: «Изучаем права человека», «Ваши права»; «Приключения маленького человечка» А. Усачева, книги П. Астахова и др. В завершение мероприятия школьники вместе с ведущей составили и прочитали «Кодекс достойного человека–гражданина», где они постарались отразить то, что узнали и запомнили.