«Язык мой – друг мой» - такое название имеет научный кружок русского языка, который ведётся в Центральной детской библиотеке имени Ю.Черных с 2012 года. Сначала кружок посещали учащиеся 6 класса МБОУ «СОШ №24, 35, 46», в прошлом учебном году учащиеся вторых классов МБОУ «СОШ №24», в этом учебном году учащиеся четвёртых классов МБОУ «СОШ №24» (учитываются пожелания учителей в связи с экзаменом по русскому языку в 4 классе).
Кружок русского языка работает над культурой речи детей, прививает интерес к родному русскому языку, учит детей самостоятельно работать с книгой и справочными пособиями, привлекает к чтению, пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности. Кроме того, кружок способствует повышению грамотности детей; развивает устную и письменную речь детей, творческие способности; воспитывает лучшие человеческие качества, уважение к своему языку, русской культуре.
Для того чтобы вызвать познавательный интерес к изучению родного русского языка, заложить личностные, морально-нравственные качества, на занятиях используется занимательный материал: кроссворды, ребусы, загадки-шутки, шарады, головоломки, логогрифы, метаграммы, чайнворды и др. Разгадывание тайн превращений слов учит детей самостоятельно преодолевать трудности, требует смекалки, сообразительности, формирует внимание, усидчивость, выдержку, терпение, готовность к волевым усилиям, настойчивость, повышение работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас. Грамматические задания, которые дети выполняют на занятиях, направлены на совершенствование навыков правописания, развитие речевого и фонематического слуха, пополнение лексического запаса. Детям нравится работа с различными словарями и справочниками. Интерес у детей вызывают и такие виды работ, как: «Почему мы так говорим?», «Как правильно?», «Буриме», «Придумай сказку». С детьми, посещающими кружок и с их одноклассниками, проводятся КВН по русскому языку, этические дискуссии, посвящённые проблеме сквернословия, интеллектуальные марафоны, интеллектуальные игры, олимпиады по русскому языку, тотальный диктант, экскурсии в Центральную городскую библиотеку им.И.Черемных.
Кружок русского языка имеет тесную связь с художественной литературой. На каждом занятии анализируется художественный текст, при этом обращается внимание на художественные средства языка: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения. Для того чтобы хорошо запомнить их, проводятся различные творческие задания, например: подобрать эпитеты-прилагательные к существительным героям сказки (мачеха – коварная, злая, завистливая). Анализируя строфу А.С.Пушкина об осени: «Унылая пора! Очей очарованье! …» - дети отвечают на вопрос: В чём секрет пушкинского мастерства в изображении осени? Обращается внимание на то, как поэт обозначает нужные ему понятия, как удачно подбирает слова, создающие настроение тихой грусти и вместе с тем восхищения перед торжественной красотой осенней природы! В этом стихотворении дети находят и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и синонимы (время – пора, глаза – очи, красота – краса). Убеждаются, что точности и выразительности поэт достигает, используя образные выразительные средства языка. На занятиях с учащимися 2 класса использовались различные языковые задачки для исследования детьми удивительного мира звуков (эти задачки разработаны на основе русских народных сказок: «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Морозко», «Иван-царевич и Серый Волк»).
Занятия кружка связаны с развитием интереса к чтению, к книге. Любая выставка книг в читальном зале «Сибирячок» привлекает внимание детей, поэтому часто занятие начинается с обзора книжной выставки, рекомендации прочитать книгу дома и рассказать на занятии самый интересный эпизод из неё.
У детей начальной школы велик интерес к игровым формам работы, к наглядности, поэтому используются такие дидактические приёмы, как «волшебный цветок незабудка», картинки-фразеологизмы, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, аукцион. На развитие мыслительных способностей проводятся познавательные игры: «Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.
Дежурный библиограф – это роль, которую получает поочередно каждый ребёнок. Задача дежурного библиографа – заранее подготовившись, помочь руководителю кружка учить других детей работать со справочной литературой, чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами.
Кружок русского языка «Язык мой – друг мой» нужен детям, такой кружок – путь к грамотности, к развитию интеллекта!